Каталог двигателей

Архив

Заводской стаж – ценный багаж

 В преддверии юбилея Минского моторного завода уместно сказать о людях, которые вносят вклад в его эффективную деятельность на протяжении долгого времени. Ведь успех любого предприятия во многом зависит от кадров, не только от их профессионализма, но и от преданности своей организации. Именно это качество позволяет год от года совершенствовать мастерство, сохранять лучшие трудовые традиции, накапливать опыт и передавать его следующим поколениям, обеспечивая преемственность в функционировании производства.

На Минском моторном заводе есть работники, которые остаются с ним, начиная с периода образования и становления предприятия. Сейчас самый большой стаж среди моторостроителей – у слесаря механосборочных работ ЭкЦ Виктора Григорьевича Мезавцова. Он трудоустроился на ММЗ 26 августа 1966 года. Всего на три года позже, 1 сентября 1969 года, пришел на завод Мечеслав Ипполитович Артюшевский, слесарь-ремонтник МЦ-6. В 1971 вступили в ряды моторостроителей Евгений Владимирович Игнатик, оператор установок по нанесению покрытий в вакууме ИП, Василий Брониславович Павловский, заместитель начальника ОКРиРП, Сергей Иванович Шаблыко, слесарь-ремонтник РМЦ, Владимир Николаевич Давидович, уборщик территорий ОСР.

Еще 42 человека отработали на предприятии 44 и больше лет. Из них знакомы многим моторостроителям: Геннадий Николаевич Василевский – инженер-электроник ОЭСсЧПУ, Заслуженный работник Минского моторного завода, который долгое время был начальником отдела, Василий Тимофеевич Тарасевич – также Заслуженный работник ММЗ, электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования ЦМС, Степан Герасимович Шевчик – начальник технологической лаборатории ОГТ, Иван Юльянович Паркалов – сменный мастер ЦСИМ, Александр Тимофеевич Сердюков – старший мастер МЦ-2, Виктор Леонидович Амельченко – ведущий инженер-конструктор УГК, Михаил Михайлович Макрицкий – начальник ООТ, Александр Никифорович Шакалов – начальник КБ средств испытаний УГК – заместитель начальника испытательного центра ОАО «УКХ «ММЗ».

Огромный интерес представляют воспоминания этих людей, имеющих такой богатый трудовой опыт на предприятии, свидетелей его истории. Виктор Григорьевич Мезавцов, награжденный в 1976 году орденом Трудовой Славы, а в 2003 – орденом Почета, рассказал: «Я пришел на моторный сразу после школы, потому что завод был мне уже знаком. В 10 классе я проходил здесь производственное обучение, на ММЗ имелся для этого специальный участок.  Начинал я работать слесарем-лекальщиком инструментального отдела. После службы в армии в 1970 году пошел в экспериментальный цех слесарем-инструментальщиком. В то время отдельного корпуса для цеха не было, его площади располагались в складском помещении. Начальником был Митрофан Тихонович Квасов, фронтовик. Помню, он говорил: «Если не можешь сделать нож, ты не слесарь». После него во главе цеха сменились Дмитрий Павлович Банников, Владимир Иванович Барауля, Владимир Константинович Акулич. 

На заводе я чувствую себя, как в семье. Ни минуты не пожалел, что проработал здесь всю жизнь.  Утром иду на завод с удовольствием. Экспериментальный цех – это опытное производство. Мы первые изготавливаем новые двигатели и обкатываем их, затем на основе результатов принимается решение об их серийном выпуске. 

Помню, в 70-х годах начиналось производство двигателей Д-260, я обрабатывал множество деталей. Тогда еще не было станков с ЧПУ, только универсальные, работа на них требовала много навыков. Отливки деталей появились только после того, как двигатель пустили в серию. Для первых Д-260, вместо отливок, мы вручную обрабатывали куски металла, путем штамповки, подгонки, сварки.

Как самое тяжелое время я запомнил начало 90-х годов. Происходил значительный спад производства, многие люди уходили с ММЗ. Непонятно было, что произойдет с заводом дальше. Потом появился спрос на двигатели для переоборудования техники, начал увеличиваться сбыт. Постепенно все наладилось.

Сейчас мы тоже изготавливаем детали для переоборудования тракторов, автомобилей ЗИЛ, например, на Кубе. Недавно работали для Вьетнама и Эфиопии. Но самая важная задача, которую мы продолжаем выполнять, – изготовление деталей для нового двигателя MMZ-3,6DTI. У него «начинка» сложная, такая, как в импортных моторах, многоклапанная система. Двигатель похож на Д-249, только более компактный.

Отличительная особенность моей работы – необходимость часто приходится переключаться с одного на другое. Те, кто привык все время делать одно и то же, здесь не выдерживают.

Но не только о работе я думаю, когда вспоминаю годы, проведенные на заводе. В начале 70-х я был членом туристического клуба, мы часто ходили в походы, от которых у меня остались яркие впечатления – Карпаты, Крым, приполярный Урал, западный Кавказ… Руководил турклубом Валентин Акудович, сейчас – известный литератор. В нашем цехе у меня были хорошие товарищи, тоже активные туристы: Евгений Яковцев, Владимир Савук, Александр Иванченко. Нам всем было по 20 с небольшим лет. Это интересное, насыщенное время молодости, настоящая дружба никогда не забудутся».

Многое может рассказать и Василий Брониславович Павловский: «После школы я поступил в машиностроительный техникум на вечернее отделение и устроился на моторный завод в экспериментальный цех испытателем двигателей. В то время не было ни здания ЭкЦ, ни административно-бытового корпуса. На месте АБК было голое поле. Корпус экспериментального построили в 1973-1974 годах. Мы сами вели строительные работы, всюду приложили руки, клали полы, устанавливали оборудование.

Хотя я назывался испытателем двигателей, заниматься приходилось многим: и на токарном станке работать, и сварщиком, и пилить металл, и проектировать, и участвовать в изготовлении стендов для испытаний моторов. Мы, испытатели, работали в тесном сотрудничестве с бюро средств измерений отдела главного конструктора. Главным конструктором был Семен Яковлевич Рубинштейн, его заместителями – Геннадий Волосов и Александр Кахановский. Мы испытывали отдельные узлы и детали. Когда на заводе только начинали изготавливать двигатель Д-245, половина коленвалов ломалась. Стали внедрять новые технологии в производство, непосредственно мы вносили изменения в деталь на основе идей конструкторов. В результате дефект удалось устранить, и до сих пор я вспоминаю это с удовлетворением, как одно из значительных достижений.

Потом я женился и перешел работать в ОКС. Его начальником и заместителем директора по капитальному строительству был Григорий Исаакович Шерман. Вскоре мне предложили возглавить бюро рекламаций ОТК, позже преобразованное в отдел технического сервиса. В бюро трудилось 15 человек. Мы работали с потребителями из всего СССР. В то время производство находилось на подъеме, ежемесячно изготавливалось по 12 000 моторов, число заводчан превышало 8000. Претензий к двигателям в процентном соотношении было примерно столько же, сколько сейчас. Когда нужно было, наши специалисты укладывали детали для ремонта в свой багаж и поездом отправлялись в любую точку Союза. Конечно, работа была напряженной, нервной.

Через некоторое время я решил изменить область деятельности. Сначала в отделе сбыта был инженером, потом стал заместителем начальника. При мне сменилось шесть руководителей отдела и шесть директоров завода. Ни с кем у меня не возникало трений, конфликтов. Для деятельности в сфере реализации продукции необходимы порядочность, профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Сегодня покупатель диктует условия, а не производитель. На первый план вышли человеческие отношения, их стабильность. Главное – завоевать доверие потребителя. Конфликтовать гораздо проще, но необходимо находить взаимно приемлемые решения. Я, даже уходя с работы, не «выхожу» из нее. Мне могут позвонить в любое время, и я всегда должен быть готов разговаривать с потребителями, искать решение проблем. На заводе взаимодействую со всеми подразделениями.

Каждый период моей работы на ММЗ был по-своему интересен, в каждом были свои сложности и победы. На всю жизнь я запомнил слова первого наставника, инженера-конструктора Ильи Давыдовича Раксина: «Хочешь работать – работай честно и хорошо, не хочешь – лучше вообще ничего не делай». Я всегда старался работать хорошо и честно, постоянно совершенствуясь. Я испытываю к заводу наилучшие чувства, благодарен судьбе за то, что оказался на этом предприятии. Здесь работал мой сын, во время студенческих каникул подрабатывала дочь. Так что все сложилось наилучшим образом».

Об этом можно мечтать каждому – сразу сделать правильный выбор, благодаря которому все в жизни пойдет как надо, будет происходить постепенное развитие человека и он сможет полностью реализовать себя. Ветеранам ММЗ – наше уважение и благодарность за то, что сегодня мы работаем на широко известном, стабильном предприятии, производство продолжает развиваться. С юбилеем завода!

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

                      

Версия для печати

Работа специалистов по фирменному ремонту гарантийных и постгарантийных двигателей производства ОАО «УКХ «ММЗ» ведется круглосуточно, все выходные и праздничные дни. Выезд бригады будет осуществлен в течение часа с момента поступления заявки, а фирменный ремонт будет произведен в течение суток и с гарантией работоспособности на год.

подробнее

Новый высоко- форсированный двигатель Д-262S2-158 Минского моторного завода мощностью 330 лошадиных сил установлен на первый трактор производства ОАО «Амкодор».

подробнее

Разработано
в студии Pixelhead

Продвижение сайтов

© 2010 ПО «Минский моторный завод»