Каталог двигателей

Архив

Дань памяти и уважения

     Дань памяти и уважения


     В конце июня прошел митинг-реквием, посвященный памяти жертв нацизма, на территории бывшего лагеря смерти Тростенец. В нем приняли участие президенты Беларуси, Германии и Австрии, представители государственных и общественных организаций вышеназванных стран, также Израиля, Польши и Чехии. На митинге побывали и моторостроители.


     Первый памятный камень, указывающий на трагедию, появился на расстрельном месте в урочище Благовщина в 2002 году. На нем была выбита надпись о том, что здесь были убиты в том числе «яўрэі Мінскага гета і іншых краін Еўропы».
     Историки считают, что одной из главных причин, зачем были созданы лагерь в Тростенце и Благовщина как расстрельное место, стали депортации евреев из Западной Европы в 1942 году.


     В 1941-м в Минске было создано несколько центров уничтожения. Для советских военнопленных – Шталаг в Масюковщине, для минских евреев – гетто. В 1942 году возникает лагерь в Малом Тростенце. Можно сказать, что Благовщина – это центральное место Холокоста в Беларуси, где уничтожались депортированные евреи, минские евреи, белорусы из числа мирного населения, партизаны, подпольщики и военнопленные.
     Чтобы увековечить память о павших в этом месте в годы войны, было принято решение создать в Тростенце мемориал. В 2015 году здесь появилась скульптурная композиция «Врата Памяти» (автор – Константин Костюченко). К вратам ведет Аллея памяти, вдоль которой установлены гранитные плиты с информацией о местах массового уничтожения людей на оккупированных землях Беларуси.
29 июня 2018 года, в день проведения митинга-реквиема, была открыта вторая очередь мемориального комплекса «Тростенец».


     Мемориал условно можно поделить на две части: путь, по которому люди шли к месту расстрела, не зная или догадываясь, что их ждет, и непосредственно места уничтожения. Первую часть проекта создавала творческая мастерская архитектора Л.М. Левина, вторую – «Минскпроект».
     Начинается мемориал с площади Жизни – она выполнена в белом цвете надежды. Далее стоят четыре бетонных вагона – символические залы памяти. Человек не идет по тротуару. Он заходит «в вагоны» и оказывается в реальном пространстве, куда загоняли депортированных людей. Он может все это ощутить…
     За вагонами следует площадь Парадокса. Она символизирует парадокс войны: человек убивал человека.     Площадь выполнена из брусчатки красного оттенка.
     Проходя через последний вагон, оказываешься на черной площади – площади Смерти, оттуда – спуск к местам уничтожения.


     Весь проект реализован из простых материалов: бетона, металла, брусчатки и щебня.
Дорога к месту расстрела составляет около 800 метров. Каждый, кто будет по ней идти, пройдет свой путь осмысления, без которого невозможно понять, что произошло, какое безумие ненависти «бушевало» в сердцах фашистов. Этот путь должен помочь каждому, кто пройдет здесь, осознать, что нельзя ненавидеть другого человека ни по какой причине: расовой, религиозной, уровню благосостояния, статуса и других.

 

     Места, где находятся останки расстрелянных, а потом сожженных жертв, на территории мемориала обозначили и засыпали колотым черным гранитом, там же уложены плиты из полированного камня. Вдоль границы бывшего расстрельного места установили колоннаду, каждый элемент которой напоминает обожженный черный столб…

   В Тростенце важен каждый метр… Пройдя в день митинга «дорогу памяти», моторостроители подошли к монументу и возложили цветы, отдавая дань памяти и уважения погибшим узникам.     

 Ольга КОРСАК.
 Фото автора.

Версия для печати

Работа специалистов по фирменному ремонту гарантийных и постгарантийных двигателей производства ОАО «УКХ «ММЗ» ведется круглосуточно, все выходные и праздничные дни. Выезд бригады будет осуществлен в течение часа с момента поступления заявки, а фирменный ремонт будет произведен в течение суток и с гарантией работоспособности на год.

подробнее

Новый высоко- форсированный двигатель Д-262S2-158 Минского моторного завода мощностью 330 лошадиных сил установлен на первый трактор производства ОАО «Амкодор».

подробнее

Разработано
в студии Pixelhead

Продвижение сайтов

© 2010 ПО «Минский моторный завод»